История
Керамическое производство относится к числу наиболее древних на земле. Наличие легкодоступного
материала -глины - обусловило раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла.
Археологические раскопки, проводимые на территории многих стран Европы, Азии, Африки, Америки,
дают обширный материал для изучения этой интереснейшей области творческой деятельности человека.
Керамическое мастерство зародилось на самой заре человеческой истории, в период первобытно-общинного
строя. Появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита (среднекаменного
века) 15≈12 тыс. лет тому назад, оно уже в эпоху неолита (нового каменного века) получило
развитой характер.
Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым
черепком, круглым или коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю).
Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину,
чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит.
Крупные сосуды использовались для приготовления пищи, более мелкие служили очевидно для
еды.
Изделия каменного века обжигались сначала на кострах (вероятная температура обжига 800...900╟С),
позднее появились специальные обжигательные печи.
По многочисленным отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические сосуды
изготовлялись женщинами.
В период позднего неолита и энеолита (медного века)≈4...2 тыс. до н. э. ≈ формы сосудов
(кувшинов, мисок, чаш) становятся более разнообразными; появляются небольшие, условно решенные
скульптуры людей и животных. Большая часть сосудов имеет уже плоское дно, что указывает
на распространение плоского стола и плоского печного пода, т. е. на преобладание оседлого
образа жизни.
Тогда же керамические изделия начинают украшать орнаментом.Можно проследить развитие орнамента
от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров так называемого ямоч-но-гребенчатого
типа, покрывавших в различных комбинациях всю наружную поверхность сосудов, до гораздо более
разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся
спиралевидных завитков, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных
рисунков и т. д. Узоры часто были многоцветными, использовались-сочетания красных, белых,
черных и других красок.
Иногда наряду с геометрическими формами давались очень условные изображения людей и животных.
Археологические и этнографические исследования показывают, что первобытные орнаменты наделялись
магическим значением; в основе их лежала условно-схематическая передача явлений природы
(так, например, зигзагообразные линии и серповидные знаки на древних китайских сосудах культуры
Яншао обозначали молнии и луну, были знаки солнца, воды и т. д.). Постепенно, по мере ослабления
магических представлений, первоначальный смысл орнаментальных форм забывался и они все больше
превращались в декоративные мотивы.
Подобные расписные изделия (так называемая крашеная керамика) были найдены на обширной
территории, включающей ряд Балканских земель и
юго-западные районы нашей страны (трипольская культура), Средиземноморье, Ближний Восток,
Среднюю Азию, Китай.
В каждом из этих районов гончарство имело свои местные, локальные особенности.
Ярким примером керамического мастерства той поры являются сосуды и небольшие скульптурки,
относящиеся к трипольской культуре. Триполь-ские мастерицы умели отмучивать глину, изделия
искусно лепились от руки, без гончарного круга, который появился позднее. Известны свыше
20 видов керамики, изготовлявшейся из местных глин; выделяются сосуды из тонкой розоватой
массы ≈ кувшины с узким горлом, глубокие миски, двойные сосуды, напоминающие по форме бинокль,
≈ расписанные чаще всего белой, черной и красной красками из тонкотертых, естественно окрашенных
глин.
В орнаменте преобладают мотивы круга и спирали, которые, возможно, обозначали солнце, почитавшееся
как источник жизненных благ. В варьировании этих простейших мотивов проявляется большая
изобретательность и высокое мастерство.
В трипольских поселениях найдено также много небольших скульптур весьма характерного облика
≈ с распушенными волосами, горбатым носом, условно переданными формами и пропорциями; на
некоторых из них сохранились следы раскраски красной охрой. Скорей всего это ≈ изображение
древнейшего женского божества ≈ матери-родоначальницы.
Интересна и своеобразна керамика и многих других районов той поры. Сосуды из Передней Азии,
так называемого периода Обейда, например, вылепленные из тонкой, желтовато-зеленой глины,
украшались очень изящными росписями коричневато-красного цвета, великолепно сочетавшимися
с
формой и конструкцией вещи (известный сосуд из Суз с орнаментальным изображением животных).
Таким образом, уже в первобытный период керамические изделия достигали большой художественной
выразительности.
Важно отметить, что начальная стадия развития орнамента в мировом искусстве связана в первую
очередь именно с керамикой. В узорах, покрывавших керамические сосуды нового каменного и
медного веков, прослеживалось построение гармонической, ритмически упорядоченной композиции
и вместе с тем возникала особая область художественной деятельности≈ прикладное искусство.
Следующий этап развития керамического производства относится к периоду сложения рабовладельческих
государств на Древнем Востоке.
Важнейшим фактором совершенствования керамического мастерства явилось изобретение гончарного
круга (IV тыс. до н. э.), применение которого резко повысило производительность труда и
улучшило качество изделий. Гончарным делом стали заниматься мужчины.
Посуда, сделанная на гончарном круге, появляется в различных местах в разное время, но
только там, где уже выделились ремесленники.
Выдающимся достижением керами-стов Древнего Востока было также изобретение цветных глазурей.
Описание способа приготовления фриттован-ных глазурей содержится на глиняных табличках с
клинописным текстом, обнаруженных в библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала в Ниневии
(VII в. до н. э.).
Широко известна в первую очередь архитектурная поливная керамика Ассирии, Вавилона, Древнего
Ирана. Особенного совершенства достигли иранские глазурованные панно с рельефными многоцветными
изображения" и, украшавшие стены дворцов и храмов. Самым прославленным является фриз
из дворца в Сузах с фигурами ╚бессмертных╩ царской гвардии ≈ торжественно шествующих воинов
в роскошных узорных одеяниях, которые должны были по представлению древних персов охранять
царя в случае измены живой охраны.
Очень выразительными были и глазурованные изображения львов и фантастических животных,
занимавшие почетное место в украшении дворцовых покоев.
Яркие сочетания голубых, изумрудно-зеленых, желтых, темно-лиловых глазурей создавали великолепный
декоративный эффект.
Особое место в истории керамики занимает керамика античной Греции. Ее расцвету предшествовало
развитие гончарного дела на острове Крит, одного из ведущих центров Эгейской культуры. До
нас дошли критские сосуды разных периодов, расписной декор их очень разнообразен. Чаще всего
роспись отличал живой динамичный ритм,свободная плавность рисунка.
К числу наиболее известных и совершенных относятся вазы стиля ╚кама-рес╩ (так называется
пещера, где они были найдены), с изящными округлыми формами, покрытые черным лаком (разновидность
флюсного ангоба), по которому белой и красной красками нанесены крупные, очень своеобразные
узоры из звездчатых форм, вихревых розеток, листьев и лепестков, вписанных в мягко круглящиеся
овалы (около 1800 г. до н. э.).
Известна и ваза так называемого морского стиля из Гурнии (середина II тыс. до н. э.), форма
которой несколько расплывчатая, текучая, подчиненная росписи, изображающей большого осьминога,
словно охватившего все тулово своими гибкими щупальцами; вокруг него≈водоросли и кораллы.
Образ морской стихий дается зеленоватыми тонами фона росписи .
В полисах Древней Греции керамика становится одним из главных видов художественного ремесла.
Своего расцвета она достигает в VI ≈ V вв. до н. э.
Изделия греческих мастеров вывозились далеко за пределы Греции и оказывали всюду большое
влияние на местную продукцию. Ведущее место среди греческой керамики занимало производство
различных сосудов. Знаменитые греческие вазы не были предметом роскоши; многочисленная армия
гончаров выполняла их из простой глины, для росписи использовался только лак.
Но при всей ограниченности применяемых материалов (греки не знали ни прозрачных глазурей,
ни цветных эмалей), росписные вазы превращались в подлинные произведения искусства. В чернофигурных
композициях роспись давалась черным лаком по незакрашенному фону , в красно-фигурных≈темный
лак, напротив, покрывал фон, оставляя изображение незакрашенным (его красноватый цвет ≈
это естественный цвет глиняного черепка) .
В зависимости от назначения были разработаны разные типы сосудов. Кратер имел широкое горло,
он предназначался для смешивания вина с водой; килик ≈ плоская чаша с двумя ручками ≈ из
него пили вино; стройный, небольшой, вытянутый кверху ле-киф с одной ручкой предназначался
для хранения масла при погребальных церемониях.
Наиболее прославилась своими на редкость гармоничными и благородными пропорциями стройная
амфора≈ ваза с двумя высокими ручками, предназначавшаяся для хранения масла и вина.
Каждый тип вазы отвечал ее назначению, отражал жизненную потребность. При этом формы и
декор были хорошо продуманы с учетом пластических свойств самого материала, глины.
Масса для изготовления греческих ваз, поначалу бурая и грубая,впоследствии становится более
тонкой, твердой и чистой, красного или желтоватого цветов. Техника формовки доходила порой
до виртуозности.Неповторимо своеобразны и сами росписи. Ни в какой другой период не достигало
прикладное искусство такого удивительного сочетания одухотворенной жизненности и декоративности.
Гуманистическое мировоззрение древних эллинов, основанное на глубоком интересе к земному
миру, к реальному человеку, нашло свое яркое выражение и в вазописи.
Художники вазописцы с большой свободой и наблюдательностью воспроизводили самые различные
сцены из реальной жизни и мифологии, с уважением показывали труд ремесленников (мастерскую
гончара, скульптора и др.). Человеческие фигуры занимали в композициях основное место, в
живых и конкретных образах подчеркивалась красота и значительность земного человека.
Эти жизненно естественные изображения были неразрывно связаны с формой вещи, подчеркивали
ее архитектурную красоту. Издали же они производили впечатления красивых, ритмично построенных
композиций с плавно изгибающимися линиями и силуэтами. Росписи дополнялись орнаментальными
мотивами, среди которых преобладали пальметта и меандр.
Широкой известностью издавна пользовались небольшие терракотовые скульптурки, встречающиеся
при раскопках почти во всех древнегреческих городах и представляющие собой интереснейшие
образцы малой пластики. Главным центром их производства была Танагра. Излюбленным мотивом
являлось изображение молодой гречанки, исполненное тонкой поэтичности. Особой грациозностью
отличались фигурки юных танцовщиц.
Большая часть фигурок лепилась в формах, после чего разделывалась от руки. Такой метод
изготовления позволял варьировать сходные решения. При доработке вручную изменения касались
наклона или поворота головы, движения рук, деталей прически и одежды и т. д.
Не редко одежда окрашивалась в голубые, розовые или белые цвета, волосы ≈ в красный или
коричневый, лицо и обнаженные части фигуры были нежно-телесного цвета.
Высокого развития достигла керамика в Китае. Расписные изделия, своеобразные тре-ножные
сосуды делались еще в III тыс. до н. э. в эпоху Яншао.
Во II≈I тыс. до н. э. встречается глазурованная посуда и отдельные изделия из высококачественной
белой глины≈каолина.
В III≈V вв. н. э. появляются первые фар-форовидные изделия, а в VI≈VII вв. в эпоху Тан
осваивается производство настоящего фарфора. Китайская керамика отличается осо-оенным разнообразием,
богатством и самобытностью форм и художественных решений. Изготовлялись чаши, кувшины, вазы,
фляги, блюда, коробочки для румян, курительннцы, чайники и многие другие изделия, украшавшиеся
различными поливами, рельефными и расписными узорами.
Большую известность получили близкие к фарфору изделия, покрытые серовато-зеленой глазурью
разных оттенков, получившие в Европе название ╚селадон╩, исключительной живостью отличались
небольшие скульптурки людей и животных, изготовлявшиеся начиная с I тыс. н. э. и часто обнаруживаемые
в погребениях. Но мировую известность получил в первую очередь китайский фарфор, отличавшийся
особенно высоким качеством самой керамической массы; белизной, тонкостью, Просвечиваемостью
и прочностью черепка, чистым звоном.
Необходимо отметить, что используемые для изготовления китайского фарфора местные природные
материалы ≈ фарфоровый камень и каолин, содержат исключительно малое количество красящих
примесей (оксидов железа), чем и обусловливается высокое качество фарфора.
Другим условием получения высококачественных фарфоровых изделий является исключительно
высокая техника керамического производства, зародившаяся в Китае в очень давние времена.
Китайским мастерам принадлежит первенство в создании рецептуры красок для росписи фарфора.
Очень эффектны китайские глазури по фарфору ≈ ╚краклс╩ с тонким паутинообразным узором,
цветная красная глазурь ╚бычья кровь╩ и др.
Белый глазурованный фарфор с XIV≈ XV вв. расписывался подглазурной синей краской ≈ кобальтом,
во второй половине XV в. появилась многоцветная роспись. В XVII≈XVIII вв. широко распространилась
надглазурная роспись красками и легкоплавкими цветными глазурями (так называемыми эмалями)
ярких сочных тонов (╚розовое семейство╩, ╚зеленое семейство╩).
Удивительной живостью и узорностыо отличались росписи, изображавшие пейзажи, фигуры людей,
животных, птиц, цветущие растения, скалы, причем декор на редкость органично соединялся
с формой.
Китайские мастера держали в тайне секрет своего производства, за его разглашение полагалось
строгое наказание, вплоть до смертной казни.
В эпоху средних веков особенно значительным было развитие керамики в странах Арабского
Халифата, Средней Азии, Персии.
Наибольшей известности достигли изготовлявшиеся в этих районах вааы, кувшины, блюда и ряд
других изделий, а также архитектурные плитки, покрытые многоцветными глазурями и люстром.
Мусульманская религия (ислам) запрещала использовать в быту посуду из драгоценных металлов
и тем самым невольно оказала положительное влияние на работу керамистов. После долгих поисков
мастерам удалось изготовить специальные керамические покрытия≈ люстры, наносившиеся на глазурованную
поверхность изделий и придававшие ей после обжига своеобразный металлический радужный блеск
с перламутровым, золотистым отливом.
Наибольшего расцвета производство этих изделий (так называемой испано-мавританской Храмики)
достигло в XIV≈XV вв. в Испании, ранее завоеванной арабами (маврами). Это≈ сосуды различных
форм, а также люстровые изразцы, украшавшие наряду с разноцветным мрамором и раскрашенным
алебастром своды и стены мусульманских дворцов,
В связи с ограничениями, установленными исламом в изображении живых существ и особенно
человека, керамика украшалась главным образом орнаментальной росписью.
Орнамент мусульманских стран, считавшийся ╚музыкой для глаз╩, отличался удивительным богатством
художественных форм. Здесь сложилось замечательное искусство узора, родился такой новый
орнаментальный мотив, как ╚арабеска╩, состоящий из сложных переплетений и пересечений условных
растительных и геометрических форм с богато и тонко разработанными деталями, нередко включавших
надписи арабскими буквами.
Альгамбрские вазы, изготовленные скорей всего в крупном центре керамического производства
≈ Малаге, относятся ко второй половине XIV в. К числу наиболее совершенных принадлежит ваза
Фортуни, хранящаяся в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.
При больших размерах ваза отличается исключительным изяществом традиционной формы, выработанной
в течение долгого времени. Ваза имеет яйцевидный корпус и стройную высокую шейку, по сторонам
которой поднимаются плоские ручки. Очень своеобразна роспись: исполненный по светло-желтому
фону узор состоит из нескольких фризов и медальонов, в которых преобладают растительные
мотивы и узорные надписи. Зеленоватый с нежным перламутровым оттенком люстр придает вазе
изысканную благородную красочность, ощущение драгоценности.
Художественная завершенность формы и украшения альгамбрских ваз свидетельствуют о том,
что в средневековой мавританской Испании керамическое искусство достигло необычайного расцвета.
В XV в. широкую известность приобрела знаменитая валенсий-ская керамика, колорит которой
построен на контрасте крупных звучных темно-синих пятен узора и люстра, переливающегося
всеми оттенками золота .
В Европу испано-мавританская керамика перевозилась по Средиземному морю через остров Майорку.
Предполагают, что от названия этого острова и происходит слово ╚майолика╩.
В Западной Европе, после упадка в период средних веков, когда из посуды преобладали печные
горшки, а для строительства керамика практически не применялась, возрождение керамического
производства начинается с XV в. в Италии.
В эпоху итальянского Ренессанса (XV≈XVI вв.) наряду с общим расцветом искусства высокого
подъема достигает и художественная керамика. Ввоз испано-мавританских изделий в XV в. содействовал
развитию местного керамического производства в городах Фаэнца, Сиена, Урбино и др., где
изготовлялись различные расписные изделия ≈ вазы, блюда, тарелки с изображением пейзажей,
портретов, сюжетных композиций в орнаментальном обрамлении, т. е. сюжетная роспись, впервые
после античности, стала господствующим видом декорировки изделий .
При этом яркая декоративность росписей сочеталась с большой жизненностью и характерной
для всего изобразительного искусства Возрождения спокойной величавостью.
Произведения итальянских мастеров отличались композиционным совершенством и цветовой гармонией,
точностью и ясностью рисунка. Изделия расписывались по слою необожженной эмали. Краска при
этом глубоко впитывалась в эмалевое покрытие и поэтому никакие исправления не допускались.
От живописца требовалась необыкновенная точность и тщательность в работе. Итальянскую майолику
иногда называют ╚фаянсом╩, предположительно от названия города Фаэнца ≈ одного иа центров
керамического производства.
Получила развитие и архитектурная декоративная майолика ≈ цветные керамические вставки
украшали общественные сооружения, дворцы и храмы. Впервые применили эту технику к рельефу
и объемной пластике мастера из флорентийского семейства делла Роббиа (XV≈XVI вв.). Широко
известны рельеф ╚Мадонна с младенцем╩ Луки делла Роббиа и медальоны Андреа делла Роббиа
с изображением спеленутых младенцев на фасаде Воспитательного дома во Флоренции. Лука делла
Роббиа впервые в Европе применил для монументальных керамических изделий белую оловянную
эмаль.
Итальянская майолика оказала заметное влияние на развитие майолики в других европейских
странах, в первую очередь Германии и Франции.
Параллельно с майоликой с XVI в. начинают выделывать фаянс. Первое европейское фаянсовое
производство появилось во французском городке Сен-Поршер. Здесь изготовлялись оригинальные
сосуды с росписью и лепни--ной (фаянсы Сен-Поршера), по тонко
сти черепка приближавшиеся к прославленной древнегреческой терракоте,
Близкими к фаянсу были произведения французского мастера Бернара Палисси≈ рельефно-росписные
глазурованные блюда и вазы с изображением животных и растений.
Не будучи профессиональным скульптором он выполнял гипсовые слепки с натуральных животных
или растений, а потом гипсовую форму заполнял глиной. Из полученных точных отпечатков натуры
он создавал в разнообразных вариантах свои композиции, располагая их на поверхности блюд
овальной или круглой формы. После сушки и обжига Палисси покрывал изделия глазурями, например
яшмовыми, состав которых изобрел сам. После вторичного (политого) обжига получались красочные
изделия с высоким рельефом, покрытые зеленоватой, коричневатой, лиловой глазурями.
В XVII в. большой известностью пользовался дельфтский фаянс (Голландия). Плитки, вазы,
блюда украшались как многоцветным декором, так и синей подглазурной росписью. Изображались
в подражание китайскому фарфору цветущие кусты, фантастические птицы, морские пейзажи, жанровые
сценки .
В художественных решениях с подчеркнутой нарядностью форм, сочностью и богатством орнаментики,
отразился распространенный тогда стиль барокко.
В XVIII в. талантливый английский керамист Дж. Веджвуд усовершенствовал технологию фаянса,
прочно ввел в практику разнообразные приемы де-корирования. В Государственном Эрмитаже хранится
сервиз, выполненный по заказу Екатерины II в 1774 г. Сервиз состоит более чем из 900 предметов,
на которых коричневым тоном по фону ╚цвета сливок╩ сделаны рисунки, воспроизводящие достопримечательные
места Англии ≈ замки, красивые поместья.
В ряде Европейских стран получило развитие производство керамических изделий с плотным
спекшимся черепком ≈ ╚каменный товар╩. В Германии в конце XV ≈ XVI вв. Получило широкое
распространение изготовление печных изразцов, кружек, ваз с рельефным узором, покрытых соляной
глазурью .
Особого совершенства этот вид керамики достиг в XVIII в. в Англии на предприятии того же
Веджвуда.
Изделия из каменных масс отличались исключительной прочностью и тонкостью обработки. Цветные
каменные массы ≈ базальтовая и особенно яшмовая ≈ широко использовались для изготовления
разнообразных изделий в связи с распространением моды на античные мотивы. Это были копии
античных ваз, рельефов, чаще же создавались более свободные подражания.
В английских тонкокаменных изделиях ≈ сервизах, туалетных приборах,плакетках для мебели,
камеях из масс черного, синего, голубого и зеленого тонов, украшенных белыми рельефными
фигурами, которые воспроизводили различные античные мотивы, воплощены с наибольшей наглядностью
поиски изящной простоты и ясной гармонии форм.
В течение многих лет в Европе пытались разгадать секрет изготовления фарфора. Впервые китайский
фарфор привез в Европу известный путешественник Марко Поло в конце XIII в., а в XV ≈ XVI
вв. большое количество фарфоровых изделий стали завозить в европейские страны венецианские
и португальские купцы.
По своим свойствам ≈ белизне, просвечиваемости, твердости, богатству красок ≈ фарфор значительно
превосходил все известные европейцам керамические изделия . Фарфор ценился очень дорого
и был предметом роскоши; иметь фарфоровые изделия мечтали короли, князья, герцоги и их придворные.
Керамисты Франции и Англии, не находя разгадки ╚китайского секрета╩, создали поначалу свои
разновидности фарфоровидной керамики ≈ мягкий фриттовый фарфор и костяной фарфор.
Настоящий ╚твердый╩ фарфор был получен в начале XVIII в. в Германии. В саксонском городе
Мейсене против главного здания Мейсенского фарфорового завода стоит памятник Иоганну Бетгеру.
с именем которого связано овладение секретом и технологией изготовления фарфора. Однако
история изобретения фарфора до настоящего времени не выяснена до конца и вызывает много
толков.
Саксонский король Август заключил Бетгера в тюрьму и поставил перед ним задачу овладеть
тайной получения золота.
Естественно, все опыты оказывались безрезультатными и Бетгера ожидала печальная участь
окончить жизнь на виселице или эшафоте, но судьба свела его с ученым Чирнхаузом, который
длительное время занимался экспериментами по получению фарфора.
И вот в 1709 г. были изготовлены первые образцы фарфоровых изделий. Сам Чирнхауз не дожил
до этого дня, он умер в 1708 г. .
Секрет изготовления фарфора тщательно сохранялся, фарфоровое производство было размещено
в верхних этажах королевского замка Альбрехтсбург, выйти из мастерских можно было только
через личные покои короля. Бетгер находился на положении самого настоящего узника и умер
в 1719 г., так и не получив свободы.
Фарфор мейсенской мануфактуры отличался высоким техническим уровнем, ассортимент изделий
был довольно разнообразен; выпускались чайные и столовые сервизы, кружки, вазы, подсвечники,
скульптура .
В декорировке фарфора середины XVIII в. отразились черты стиля роко-ко с присущими ему
узорностью, легкостью, прихотливостью очертаний и асимметричностью композиций. Изделия расписывались
подглазурными и надглазурными красками (цветы, ╚китайские сцены╩ и др.), декорировались
золотом, дополнялись скульптурными изображениями цветов, птиц.
Глазурованная и расписная скульптура отличалась тончайшей моделировкой фигур и тщательной
проработкой деталей . Выпускались также целые скульптурные группы, объединенные единым сюжетом.
К концу XVIII в. фарфоровое производство было освоено во многих европейских странах и фарфор
как художественный материал повсеместно оттеснил другие виды керамики. К этому времени в
фарфоре проявились черты классицизма с его культом предельно четких форм и декора. Глазурованная
скульптура с росписью вытесняется скульптурой из неглазурованного ╚бис-- квитного╩ фарфора.
Причем особенно 1 славятся французские изделия Севр-1 ской мануфактуры .
В XIX в. художественное качество фарфора постепенно снижается, что было связано с общим
упадком худо
жественной промышленности, особенно сильно проявившимся во второй половине века.
|